0

Три яруса счастья

02.10.2016 →

74444Во имя Аллаха Милостивого Милосердного. Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха, Высокого, Великого, Вопрошаемого. На него возлагаем надежду, что Он будет нашим покровителем в этом мире и будущем, одарит нас всеми видами явных и скрытых милостей, сделает нас из тех, кто благодарит, когда ему дают, терпит, когда его испытывают и просит прощения, когда согрешит. Ведь эти три качества — причина счастья человека, признак его успеха в этом мире и будущем. Они неотделимы от сущности раба, которому постоянно приходиться сталкиваться с тремя вещами.

Первая из них — это блага Всевышнего, идущие одно за за другим. Необходимость воздавать благодарность за них — обязательна. Благодарность стоит на трех столпах: во-первых, необходимости внутреннего признания (этих благ), во-вторых, произнесение данного вслух, в-третьих, использования этих благ в том, чем доволен Покровитель и Даритель. Тот, кто соединил составные части понятия благодарности, считается отблагодарившим Аллаха за милости.

Вторая — испытания от Всевышнего Аллаха, которыми Он проверяет человека. Аллах предписал терпение и спокойствие в эти моменты. Терпение — это сбережение души от недовольства предопределенным, языка — от жалоб, органов тела, рук и ног — от греха, в виде самобичевания, разрывания одежды на себе, вырывания волос и тому подобного. Сущность терпения покоится на этих трех столпах. Тот, кто практикует их, у того испытание превращается в подарок, беда в милость, ненавистное становится приятным. Всевышний никогда не испытывает раба, чтобы погубить его.

Бедами и несчастиями Он проверяет терпение и преданность поклонения Ему. Раб обязан поклоняться Всевышнему Аллаху при любых обстоятельствах, в радости и в горе, независимо от того нравится ему это поклонение или нет. Большинство созданий совершают поклонение, когда оно не сложно, легко, а ведь главное — выполнение его в трудных ситуациях, поклонение в трудные моменты жизни. Именно в этом различаются положения рабов, их степень перед Всевышним Аллахом.

Омовение холодной водой в жаркий день — это поклонение, совокупление, занятие сексом с любимой красивой женой — поклонение, расходы на нее, на свою семью, на самого себя — поклонение.

Омовение же холодной водой на морозе — тоже поклонение, оставление греха (прелюбодеяния), когда пылаешь страстью, и рядом нет никого, кто может помешать тебе — поклонение, расходование милостыни во времена материальных затруднений — тоже поклонение, однако, как велика разница между ними.

Тот, кто является рабом Всевышнего при любых обстоятельствах, соблюдает Его права, нравится ему это или нет, заходит в категорию тех, про кого Всевышний сказал: «Разве Аллаха не достаточно для Его раба?». Сура «Толпы», 39:36.

Полная достаточность и независимость (от творений) достигается при максимально целостном поклонении, неполная — при недостаточном. А тот, обретет добро, пусть восхваляет Всевышнего, кто же найдет нечто иное, пускай винит только самого себя.

Всевышний сказал: «Воистину, ты (т.е. Иблис) не властен над Моими рабами». Сура «Аль-Хиджр», 15:42.

Когда враг Всевышнего Иблис понял, что Аллах не даст ему Своих рабов и власти над ними, он сказал: «Клянусь Твоим могуществом! Я совращу их всех, кроме Твоих избранных (или искренних) рабов». Сура «Сод», 38:82-83.

Всевышний Аллах сказал: «Предположение Иблиса относительно них оказалось правдивым, и они последовали за ним, за исключением группы верующих. У него не было над ними никакой власти. Но он искушал людей, чтобы Мы узнали и отличили того, кто верует в Последнюю жизнь, от того, кто сомневается в ней». Сура «Саба’», 34:20-21.

Он не дал Сатане власти над Своими рабами, они все под Его защитой. Однако, враг может напасть на них, используя тактику вора, жертва которого — рассеянный простой человек. Для раба не секрет, что рабу свойственна рассеянность, страсть и гнев. Это — три лазейки, через которые Дьявол проникает в него, как бы тот не защищался. Адам, прародитель человечества, был одним из самых благоразумных, рассудительных и стойких творений, однако постоянная работа врага Всевышнего над ним заставила его ошибиться. А что же говорить о простом человеке, чей ум, по сравнению с разумом праотца, можно уподобить разве что капле в море?

Чтобы сбить верующего с прямого пути, Дьявол пускает в ход все виды соблазнов. Он использует каждый миг рассеянности, и, улучив его, ввергает раба в грех. Он думает, что человек не сможет вновь обратиться к Всевышнему, и что этот проступок погубит его, что милость Всевышнего и Его прощение останутся далеко позади. Однако, если Всевышний Аллах пожелает рабу добра, Он откроет ему врата покаяния, сожаления, униженности, покорности перед Ним, потребности в Нем, просьбы о помощи у Него, искреннего обращения, постоянной молитвы и приближения к Нему при помощи праведных деяний.

Грех может стать причиной нисхождения Его милости, и враг Всевышнего говорит: «О, если бы я оставил это и не ввязывал бы его в это!!». В этом — смысл слов некоторых праведных предшественников: «Раб, может попасть в Рай из-за совершенного греха, а по причине благого деяния, может войти в Ад». Их спросили: «Как?» и они отвечали: «Кто-то, совершив грех, будет постоянно видеть его перед своими глазами, страшась, плача, сожалея о происшедшем, стесняясь Всевышнего. Его голова поникнет перед Ним, а сердце смирится. Благодаря этому, проступок станет причиной счастья и успеха раба, намного полезней для него, нежели множество благих дел. Его последствия станут причиной вхождения раба в Рай. Другой же, творя благо, будет делать это в виде одолжения Всевышнему, гордиться этим поступком, восхищаться самим собой и заниматься показухой, надменно говоря всем: «Это сделал я, я!!» И это станет причиной его гибели. Если только Всевышний не пожелает этому бедняге добра и не пошлет ему то, что сломает его, пригнет его шею, заставит потерять чувство собственной значимости. Если же Он захочет нечто другое, оставит его одного с тщеславием и высокомерием. А это, однозначно, верная погибель» .

Все познающие (Истину) единодушны в том, что счастье — это когда Всевышний не вверяет тебя самому себе, а беда — в том, что человек оставляется на произвол своей души. Если Всевышний желает добра рабу, Он открывает ему двери смиренности и кротости, постоянного обращения к Аллаху и потребности в Нем, понимание грешности души, присущего ей невежества, несправедливости и агрессивности, а также понимание милости и благодеяния Господа, Его милосердия, щедрости, добра по отношению к нему, Его богатства и Славы. Познающий идет между видением (Божественной) милости по отношению к нему и пониманием несовершенности своей души и дел, другого пути просто нет. Потерявший одну из них, похож на птицу с одним крылом.

Шейх-ульислам (имеется ввиду Абдулла ибн Мухаммад ибн Али Аль-Харауи — прим.) говорил: «Познающий идет к Всевышнему между видением (Божественной) милости по отношению к нему и пониманием несовершенности своей души и дел». Книга «Ступени идущих», 1/221.

Таков смысл слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пришедших в достоверном хадисе: «Главная молитва о прощении грехов, это когда раб говорит: О Аллах, Ты мой Господь, нет божества, кроме Тебя. Ты создал меня, и я твой раб. Я верен обету и слову, данному Тебе, по мере моих сил. Я прибегаю к Тебе от зла того, что я совершил. Признаюсь Тебе в Твоей милости ко мне, и признаюсь Тебе в своем грехе. Прости же меня, ведь, истинно, никто не прощает грехов, кроме Тебя!» аль-Бухари и др.

В его словах: «…признаюсь Тебе в Твоей милости ко мне, и признаюсь Тебе в своем грехе…», связь между видением милости (Всевышнего) и пониманием неполноценности своей души и дел. Узрение милости порождает у человека любовь, восхваление и благодарность к Дающему это, Благодетелю. Понимание же изъянов своей души и дел — причина кротости, униженности перед Ним, потребности в Нем, постоянного покаяния и того, что он видит себя полным банкротом.

Следует отметить, что кратчайший путь к Всевышнему проходит именно через врата нищеты, когда раб не видит в себе ничего, за что он мог бы зацепиться, того, чем он мог бы гордиться. Именно тогда, когда он подходит к Всевышнему Аллаху полностью опустошенным, совершенным банкротом, с сердцем, разбитым нищетой и бедностью, насквозь пронизанный смиренностью перед Ним, понявшим свою потребность в своем Господе, Велик Он и Славен. Прочувствовавший всем своим существом абсолютную нужду и бедность, и что оставшись даже на мгновение без Него погибнет и потерпит непоправимый убыток, если Всевышний не вернет его к Себе и не исправит его по Своей милости. Так что, наикратчайший путь к Всевышнему Аллаху — это поклонение.

Поклонение зиждется на двух столпах: на полной любви и на максимальной смиренности, источник которых — два вышеперечисленных понятия. Видение проявленной милости порождает любовь, а знание недостатков своей души и деяний дает чувство смиренности и кротости. Раб, поведение которого по отношению ко Всевышнему построено на этих двух основах, недоступен врагу, кроме как через соблазн или же через рассеянность. Да и то, подобных людей Аллах быстро восстанавливает, лечит и исправляет по милости Своей.

Ибн Кайим аль-Джавзия, "Благодатный дождь прекрасных слов"
Категории: Ислам | 854 просмотров
Похожие записи

Добавить комментарий