0

Социальные гарантии Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллаh)

05.05.2016 →

паери

Во время своего правления Умар ибн аль-Хаттаб решил, что каждый мусульманин должен получить финансовое обеспечение вне зависимости от своего возраста или пола (от новорожденного до старика). Первыми в список получателей пособия Умар внес представителей племени Хашим и рода Абдульмутталиба. В первую очередь Умар установил ежемесячное денежное пособие для Аббаса ибн Абдульмутталиба (дяди пророка Мухаммада) и Али ибн Абу Талиба, а затем для всех остальных родственников, потомков и жен пророка Мухаммада ﷺ. Самое большое денежное обеспечение было назначено женам пророка Мухаммада ﷺ. После них в очереди на получение пособия были мусульмане, которые воевали в битве при Бадре и которые принимали участие в других военных походах мусульман. Умар также назначил денежное вознаграждение для Усамы ибн Зейда, причем большее, чем своему собственному сыну Абдулле. Интересный диалог произошел между ними после этого. Абдулла, узнав, что отец назначил ему пособие меньшее, чем Усаме, спросил: «А разве Усама лучше меня?» На что Умар ответил: «Нет, но пророк Мухаммад любил Усаму больше, чем тебя». Таким образом, Умар ибн аль-Хаттаб при назначении размера пособия в первую очередь учитывал два важных фактора: (1) какой вклад внес получатель пособия в развитие уммы (мусульманского общества), (2) в насколько близких отношениях состоял получатель пособия с пророком Мухаммадом (ﷺ). Помимо этого, Умар назначил ежемесячное вознаграждение каждому новорожденному мусульманину в 100 дирхамов. Сумма выплачивалась каждый месяц на протяжении периода грудного кормления, после чего ежемесячное пособие увеличивалось до 200 дирхамов. 1 дирхам – 2,9 г серебра. На сегодняшний день 200 дирхамов равняется 19 256 рублей (по курсу ЦБ на 26 марта 2016 г. стоимость 1 г серебра составляет 33,32 руб.). Когда ребенок достигал полового созревания и становился мукалляфом, Умар увеличивал его пособие. Предполагается, что размер увеличения зависел от вклада конкретного мусульманина в развитие общества. Умар ибн аль-Хаттаб всегда говорил, что, пока он жив, даже пастух на горе Сан‘а (территория современного города Сана в Йемене) будет получать свое денежное пособие. То есть даже в отдаленных районах подданные не останутся без внимания и обеспечения со стороны государства. Так глава государства реализовывал право и миссию Ислама: человек в государстве имеет право получить жилье, еду и одежду. Нельзя чтобы в мусульманском обществе человек умирал от голода. Денежное пособие, по сути, являлось минимальным прожиточным минимумом. Оно выплачивалось всем жителям вне зависимости от того, могли они трудиться или нет. В то же время, чтобы трудоспособные жители государства не стали ленивыми бездельниками, полагаясь на такие пособия, Умар ибн аль-Хаттаб проверял их с помощью мухтасиба (выражаясь современным языком — контролера, супервайзера). В обязанности такого работника входила проверка рынков (соблюдение правил торговли), а также контроль за трудоспособным населением, получавшим пособие. Мухтасиб должен был выявлять случаи, когда работоспособный житель страны сидел дома на одном пособии и не занимался какой-либо работой.

Категории: Ислам | 720 просмотров
Похожие записи

Добавить комментарий