0

Правление Усмана ибн Аффана (23-35 гг. х.)

06.10.2020 →

Смертельно раненный Умар, да будет доволен им Аллах, выбрал шесть человек, каждого из которых он согласен был видеть своим преемником. Это Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Тальха ибн Убайдуллах, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Абду-р-Рахман ибн Ауф и Са’д ибн Абу Ваккас. Историю назначения Усмана ибн Аффана халифом приводит в «Сахихе» аль-Бухари. Аль-Бухари приводит также длинный хадис о гибели Умара.

В нем упоминается о том, что ему сказали: «О повелитель верующих, дай нам наставление и назначь преемника». Умар сказал: «Я не знаю никого, кто был бы достоин этого больше, чем эти несколько человек, которыми посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم был доволен до самой своей смерти». И он назвал Али, Усмана, аз-Зубайра, Са’да, Тальху и Абду-р-Рахмана ибн Ауфа. Умар сказал: «Абдуллах ибн Умар будет свидетелем для вас, однако сам он не должен получать никакой власти. Если к власти придёт Са’д, это будет хорошо, а если нет, пусть тот из вас, кто станет править, обращается к нему за помощью и советом. Поистине, я не отстранял его по причине слабости или вероломства» (?).

После погребения Умара, да будет доволен им Аллах, избранные им шесть человек собрались, и Абду-р-Рахман ибн Ауф сказал: «Вручите правление собой трём из вас». Аз-Зубайр сказал: «Вручаю себя Али» (?). Тальха сказал: «Вручаю себя Усману». А Са’д сказал: «Вручаю себя Абду-р-Рахману ибн Ауфу».

Таким образом, три кандидата отказались претендовать на пост халифа в пользу остальных трёх кандидатов. Остались Али, Усман и Абду-р-Рахман ибн Ауф.

Абду-р-Рахман сказал Усману и Али: «Кто из вас согласится, чтобы мы поручили ему это дело, и он будет отвечать перед Аллахом и исламом?» Они молчали. Тогда Абду-р-Рахман сказал: «Вы хотите поручить это дело мне? Клянусь Аллахом… Я сам должен выбрать лучшего из вас?» Они ответили: «Да». Тогда он взял за руку Али и сказал: «Ты — родственник посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم и принял ислам среди первых, и тебе об этом известно. Если я выберу тебя, ты обязан перед Аллахом править справедливо. А если я выберу Усмана, ты должен слушать его и подчиняться ему». Потом он остался наедине с Усманом и сказал ему то же самое. Взяв с них это обещание, он сказал: «Подними руку, о Усман!» — и присягнул ему. Али тоже присягнул ему, а потом собрались обитатели дома и присягнули ему. «Сахих» аль-Бухари, 3700.

Это история избрания Усмана ибн Аффана, которая приводится в «Сахихе» аль-Бухари. В других достоверных версиях этой истории упоминаются некоторые подробности этого события.

Например, сообщается, что Абду-р-Рахман ибн Ауф в течение трёх дней опрашивал мухаджиров и ансаров, чтобы выяснить, кого они желают видеть своим правителем. Он сказал: «Клянусь Аллахом, я не пропустил ни одного дома мухаджиров и ансаров. Я опросил всех и обнаружил, что они не знают равного Усману». «Сахих» аль-Бухари 7207.

Из этого сообщения следует, что присяга Усману состоялась не сразу после кончины Умара, да будет доволен им Аллах. Три дня было потрачено на опрос сподвижников посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, и таким путём был избран новый халиф мусульман — Усман ибн Аффан.

Важнейшие события в эпоху ‘Усмана,
да будет доволен им Аллах

Во время правления Усмана, да будет доволен им Аллах, для ислама было открыто много новых земель. Поскольку этот процесс продолжался двенадцать лет, границы исламского государства при Усмане существенно расширились. В этот период Му’авийа предпринял поход на Кипр. Умар запрещал мусульманам предпринимать морские военные походы, а Усман, став халифом, разрешил это. В период его правления был открыт для ислама Азербайджан, Армения, Кабул, Сиджистан и многие другие области. В эти годы был предпринят поход, оставшийся в истории под названием «похода Зат ас-савари».

Именно при Усмане произошло самое масштабное распространение ислама за весь период правления праведных халифов. Также имело место расширение мечети Пророка صلى الله عليه وسلم в Медине и Заповедной мечети в Мекке.

Африканские походы 27 года от хиджры.

Усман велел Абдуллаху ибн Са’ду ибн Абу ас-Сарху предпринять поход в африканские земли с условием, что если Всевышнему Аллаху будет угодно открыть эти земли для ислама и даровать мусульманам победу, ему достанется пятая часть от хумса — пятой части военной добычи, которая обычно передаётся правителю и расходуется на оговоренные Шариатом нужды. Он отправился туда с пятнадцатью тысячами воинов. Поход оказался успешным, и жители тех областей, в которые пришли мусульмане, приняли ислам. Абдуллах ибн Са’д взял себе обещанную ему пятую часть хумса, а оставшуюся часть отослал Усману. Тот велел разделить эту добычу между воинами, причём каждому всаднику досталось три тысячи — тысячу ему и две тысячи на лошадь, а каждый пеший воин получил тысячу. Аль-Хафиз Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (7/157).

Георгий и берберы против мусульман.

В Африку отправились двадцать тысяч мусульман под командованием Абдуллаха ибн Абу Сарха. В составе войска были Абдуллах ибн Умар, Абдуллах ибн аз-Зубайр и другие сподвижники. Их встретил правитель берберов Георгий с огромным войском, которое насчитывало сто двадцать тысяч воинов, а по другим данным, двести тысяч. Когда два войска встретились, правитель берберов велел им окружить мусульман. Положение мусульман было чрезвычайно трудным и опасным. Абдуллах ибн аз-Зубайр сказал:

«И я посмотрел на царя Георгия, который находился позади рядов, сидя верхом на неарабском коне. При этом две рабыни обмахивали его опахалами, сделанными из павлиньих перьев. Тогда я отправился к Абдул-лаху ибн Саду ибн Абу ас-Сарху и попросил его дать мне людей, которые могли бы прикрыть меня, чтобы я мог подобраться к правителю берберов. Он снарядил отряд, состоящий из смелых и доблестных воинов, и велел им прикрывать меня. Я сумел пройти сквозь ряды, поскольку берберы решили, что я гонец, который везёт послание их правителю. Когда я приблизился, царь, почуяв недоброе, обратился в бегство на своём коне. Я догнал его и пронзил копьём. Потом я взял меч, отрубил ему голову, насадил её на своё копьё и крикнул: ―Аллаху Акбар! Увидев это, берберы пришли в ужас и разбежались, словно куропатки». Мусульмане начали преследовать бегущих вражеских воинов, разя одних и захватывая в плен других. Им досталась богатая военная добыча. Это произошло в Субайтле (Сбейтла), в двух днях пути от Кейруана. Это было первое сражение, в котором отличился Абдуллах ибн аз-Зубайр. «Аль-бидайа ва ан-нихайа», событие 27 г.х.

Поход Зат ас-савари в 31 году от хиджры.

Константин, сын Ираклия, собрал войско византийцев, к которым присоединились берберы, и отправился сражаться с мусульманами, которыми командовал Абдуллах ибн Са’д ибн Абу ас-Сарх.

Это огромное, невиданное доселе войско, двинулось навстречу мусульманам, которые в это время находились в Магрибе. Когда два войска увидели друг друга, византийцы подняли кресты, а мусульмане стали совершать молитву и читать Коран.

Утром Абдуллах ибн Абу ас-Сарх построил своё войско и велел воинам поминать Аллаха и читать Коран. Когда ветер стих, мусульмане предложили врагу начать сражение. Всевышний Аллах даровал мусульманам победу, и Константин со своим войском обратился в бегство. Абдуллах провёл на месте сражения несколько дней, после чего вернулся победителем. «Аль-бидайа ва ан-нихайа», событие 31 г.х.

Расширение мечети Пророка صلى الله عليه وسلم в Медине.
Строительство первого морского флота.
Повторное собрание Корана.

Оно было осуществлено тремя курайшитами (Абдуллах ибн аз-Зубайр, Са’ид ибн аль-‘Ас и Абду-р-Рахман ибн аль-Харис) и одним ансаром (Зейд ибн Сабит).

Когда список Корана был готов, его разослали во все концы Исламского государства. Усман, да будет доволен им Аллах, не только послал в города список Корана, чтобы люди могли обращаться к нему в случае возникновения разногласий и спорных вопросов. Он ещё и отправил с каждым экземпляром опытного чтеца, который учил мусульман правильно читать Коран по этому единому свитку.

Зейду ибн Сабиту Усман поручил обучать жителей Медины. Абдуллаха ибн ас-Саиба он послал к жителям Мекки. Аль-Мугира ибн Шихаб отправился в Шам, Амир ибн Абду-ль-Кайс — в Басру, Абу Абду-р-Рахман ас-Сулями — в Куфу. Шестой экземпляр Усман оставил у себя в Медине. Он был назван главным (мусхаф имам).

Начало смуты

Смута началась в 34 году от хиджры, когда некоторые невежды попытались выступить против Усмана, однако попытка не удалась. Они были схвачены, но Усман только упрекнул их и отпустил. Однако они не желали останавливаться. После более тщательной подготовки они предприняли новую попытку в 35 году от хиджры. Они вышли из своих земель, делая вид, что намереваются совершить хадж, но проходя мимо Медины, города посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, они окружили дом Усмана и убили его после сорокадневной осады, во время которой его лишили почти всего, в том числе и возможности совершать молитвы в мечети.

А теперь поговорим о причинах смуты.

Причина первая. Главной причиной был иудей Абдуллах ибн Саба — йеменский иудей, который сделал вид, что принял ислам, а потом стал сторонником (шиитом) Али. По его имени названа группа сабаитов, которые обожествляли Али. Они пришли к Али и сказали ему: «Ты и есть Он». Он спросил: «Кто он?» Они ответили: «Ты — Аллах». Тогда он велел своему вольноотпущеннику Канбуру вырыть яму и развести в ней огонь. (?)

Затем он сказал: «Кто не откажется от своих слов, того я сожгу в огне!» И он действительно сжёг многих из них, а некоторые сбежали. Среди сбежавших был и Абдуллах ибн Саба. Согласно другим утверждениям, он был среди убитых.

У Абдуллаха ибн Саба были последователи в разных областях, с которыми он вёл переписку. Они также поддерживали связь друг с другом. Они писали друг другу сообщения вроде: «По приказу Усмана наместник сделал с нами то-то и то-то», «Мы приехали в Медину, и Усман сделал с нами то-то и то-то», «Усман сделал со сподвижниками Мухаммада то-то и то-то», «Мы получили письмо от аз-Зубайра ибн аль-Аввама», «Мы получили послание от Али ибн Абу Талиба», «Мы получили письмо, написанное Аишей». Не приходится сомневаться в том, что в конце концов подобные действия начали оказывать ожидаемое воздействие на бедуинов, которые знали о религии Всевышнего Аллаха лишь немногое. Недовольство Усманом росло. Обстановка накалялась с каждым днём.

Если говорить о поддельных письмах, то Масрук передаёт, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Они оставили Усмана подобным чистой одежде, на которой нет никакой грязи, а потом зарезали его, как режут барана». Масрук сказал: «Но ведь это твоих рук дело. Ты велела людям выступить против Усмана в своём письме». Аиша сказала: «Клянусь Тем, в Кого веруют верующие и не веруют неверующие, я ничего не писала им, до тех самых пор, пока не села здесь сейчас».

Подобных писем от имени различных сподвижников было написано немало, и в каждом таком послании содержалось порицание Усмана и осуждение якобы совершённых им действий.

Причина вторая. Ею было благополучие и благоденствие, которое было послано мусульманской общине в качестве испытания в этот исторический период. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Редкий день обходится без раздачи людям различных благ… Только и звучит: ―О рабы Аллаха! Придите и возьмите свою долю мёда!, ―О рабы Аллаха! Придите и возьмите свою долю денег!». Мухаммад Амихзун, «Тахкик мауакиф ас-сахаба фи аль-фитна», (1/360).

А всё потому, что во времена Усмана джихад вёлся в самой активной форме. Как следствие, было много военной добычи, и люди жили сыто и благополучно. А следствием такого положения обычно и становятся нарекания, высокомерие, неблагодарность и иные недуги.

Причина третья. Это различия в характерах Умара и Усмана (да будет доволен Аллах ими обоими). Если Умар был человеком строгим и сильным духом, то Усман был мягкосердечным и кротким. Однако при этом он не был слабым, в чём необоснованно обвиняют его многие. Просто ему были присущи кротость и терпеливость. Поэтому когда повстанцы окружили его дом, Усман сказал: «Знаете, что позволило вам осмелеть до такой степени и проявить подобную дерзость? Это моя кротость». «Тахкик мауакиф ас-сахаба фи аль-фитна», (1/364).

Абдуллах ибн Умар сказал: «Клянусь Аллахом, Усману ставили в вину такие поступки, что если бы их совершил Умар, никто не посмел бы и слова сказать».

Так почему же они решились выступить против Усмана? Потому что он был выдержанным, терпеливым, кротким и великодушным. Он прощал недругов и не подвергал их наказанию… Да будет доволен им Аллах!

Причина четвёртая. Она заключалась в том, что некоторым племенам откровенно не нравилось то, что власть принадлежала курайшитам. Особенно это касалось тех арабских племён, которые отреклись от религии Аллаха, а потом вернулись в её лоно, после того как против них были посланы войска. Одни искренне раскаялись и стали верующими, другие вернулись в ислам лишь на словах, оставшись в душе неверующими, а третьи хоть и вернулись в ислам, но затаили в сердцах злобу и вынашивали планы мести. Им казалось несправедливым, что правитель всегда должен избираться из племени Курайш. Ибн Хальдун сказал в связи с этим: «Некоторые арабские племена имели зуб на курайшитов и питали к ним неприязнь, и в итоге стали очернять правителей». «Тахкик мауакиф ас-сахаба фи аль-фитна», (1/365). Они поняли, что мягкость Усмана поможет успешному осуществлению их планов.

Таковы основные причины смуты. Разумеется, были и другие причины, менее значимые, которые я не стал упоминать, чтобы не растягивать эту тему.

Убийство ‘Усмана ибн Аффана,
да будет доволен им Аллах!

По прошествии некоторого времени люди из числа жителей Басры, Куфы и Египта отправились в Медину в 35 году от хиджры, делая вид, что собираются совершить хадж. Их истинным намерением было выступление против Усмана.

Относительно их численности среди учёных существуют разногласия. Согласно одной версии, было две тысячи человек из числа жителей Басры, две тысячи — из числа жителей Куфы и две тысячи — из числа жителей Египта. Согласно другой версии, их было всего две тысячи. То есть, их в любом случае было не менее двух тысяч и не более шести.

Они вошли в город посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم. Это были самые сильные и дерзкие представители их племён. Они пришли для того, чтобы заставить Усмана отказаться от власти, либо путём угроз, либо силой. Они осадили дом Усмана в конце месяца зу-ль-кы’да, требуя, чтобы он отказался от власти. Осада продолжалась до восемнадцатого дня месяца зу-ль-хиджа. Именно в этот день был убит Усман. Таким образом, осада продолжалась, около сорока дней, но не более сорока одного дня.

Во время осады Усмана лишили не только возможности совершать обязательные молитвы в мечети, но даже воды. Молитвой людей в это время руководил один из предводителей смутьянов, и Убайдуллах ибн Ади ибн аль-Хаййар пришёл к Усману и сказал: «С людьми молится один из предводителей смутьянов… Что ты велишь нам сделать?» Усман сказал в ответ: «Молитва — лучшее из людских деяний, если люди совершают благие деяния, совершай их вместе с ними, а если они творят дурное, отстраняйся от их дурных деяний». «Сахих» аль-Бухари, № 695.

К Усману пришли некоторые сподвижники посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم с намерением защитить его от бунтовщиков. Самые известные из них — аль-Хасан и аль-Хусайн, сыновья Али, Абдуллах ибн аз-Зубайр, Абу Хурайра, Мухаммад ибн Тальха ибн Убайдуллах, и Абдуллах ибн Амр. Они обнажили мечи перед лицами смутьянов, которые хотели убить халифа. «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (7/148).

Мать верующих Сафиййа приехала к дому Усмана на мулице, которую вёл её вольноотпущенник Кинана, однако аль-Аштар преградил ей путь и ударил по морде её мулицу. Тогда она сказала: «Отвезите меня назад, пусть этот пёс не позорит меня!». Ибн Са’ад, «ат-Табакат», (8/128) иснад хороший.

Однако Усман велел сподвижникам воздержаться от сражения. В некоторых сообщениях упоминается о том, что около семисот сыновей сподвижников явились к Усману, чтобы защищать его. Но если даже предположить, что бунтовщиков было не более двух тысяч человек, мы видим что их всё равно было намного больше, чем сподвижников, защищавших Усмана.

Абдуллах ибн Амир ибн Раби’а передаёт: «Я был вместе с Усманом в его доме, и он сказал: «Вели каждому, кто считает, что должен повиноваться мне, убрать руки и опустить оружие». Ибн Абу Шейба, «аль-Мусаннаф», (15/204), № 19508, безупречный иснад.

Ибн Сирин передаёт, что Зейд ибн Сабит пришёл к Усману и сказал: «У твоей двери ансары, которые говорят: ―Если желаешь, мы будем помощниками Аллаха дважды, первый раз — с посланником Аллаха صلى الله عليه وسلم, а теперь — с тобой». Усман ответил: «Если речь о сражении, то нет». «аль-Мусаннаф», (15/205), № 19509, безупречный иснад.

Ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) пришёл к Усману во время осады его дома, и Усман сказал: «О Ибн Умар, послушай, что они говорят… Они говорят: ―Откажись от власти и не губи себя». Ибн Умар сказал: «Даже если ты откажешься от власти, разве ты будешь жить в этом мире вечно?» Усман ответил: «Нет». Ибн Умар сказал: «Я считаю, что ты не должен снимать рубаху, которую надел на тебя Аллах, чтобы это не стало обычаем, а иначе люди будут свергать халифа или предводителя, как только он им чем-то не понравится». Имам Ахмад, «Фадаил ас-Сахаба», (1/473), № 767.

Усман сказал своим рабам: «Каждый, кто сложит оружие, свободен ради Аллаха». Таким образом, сам Усман запретил людям сражаться. И даже, несмотря на это, четыре человека из числа защитников Усмана получили серьёзные ранения, когда пытались защитить Усмана, и их унесли с места схватки. Это аль-Хасан ибн Али, Абдуллах ибн аз-Зубайр, Марван ибн аль-Хакам и Мухаммад ибн Хатыб. Ибн Абд аль-Бар, «аль-Истиаб», в месте с «аль-Исаба», (3/78).

Кто же убил ‘Усмана?

Некоторое время смутьяны осаждали дом Усмана, а потом перелезли через забор и убили его, когда он читал Коран, положив перед собой мусхаф.

Аль-Хасана аль-Басри, который относился к числу старших последователей сподвижников и застал этот период, спросили: «Был ли среди убийц Усмана кто-то из ансаров или мухаджиров?» Он ответил: «Нет, это были отребья из Египта». Халифа Хайат, «ат-Тарих», стр. 176, иснад достоверный.

Предводители их известны. Это Кинана ибн Бишр, Руман аль-Йамани, Джабаля, Саудан ибн Хамран и человек из бану Садус по прозвищу аль-Маут аль-Асвад (чёрная смерть). Говорят также, что среди предводителей смутьянов был и Малик ибн аль-Аштар ан-Нахаи. Эти люди были организаторами заговора против Усмана и именно они разожгли пламя смуты, завершившейся гибелью Усмана.

Что же касается непосредственного исполнителя этого страшного деяния, то согласно наиболее известной версии это был человек из Египта по имени Джабаля.

Амра бинт Артаа передаёт: «Я отправилась вместе с Аишей в Мекку в тот год, когда погиб Усман, и мы проезжали через Медину и видели мусхаф, который лежал на коленях Усмана, когда его убили. Первая капля его крови упала на начало аята: “Если они уверуют в то, во что уверовали вы, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то окажутся в разладе с истиной. Аллах избавит тебя от них, ибо Он — Слышащий, Знающий”». Сура 2 «Корова», аят 137.

Амра сказала: «И никто из них не умер, будучи привержен истинному пути». Имам Ахмад, «Фадаил ас-Сахаба», (1/501), № 817.

Мухаммад ибн Сирин передаёт: «Однажды, совершая обход вокруг Каабы, я услышал, как один человек говорил: ―О Аллах, прости меня, хотя я не думаю, что Ты простишь меня! Меня очень удивили его слова, и я сказал: ―О раб Аллаха, я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь говорил нечто подобное! Он сказал в ответ: ―Я обещал Аллаху дать Усману пощёчину, если Он предоставит мне такую возможность, и после его убийства тело его положили на постель в его доме, и люди приходили и совершали молитву по нему. И я тоже вошёл в его дом, делая вид, что хочу совершить молитву по нему. Увидев, что в доме никого нет, я подошёл, открыл его лицо и ударил его по лицу, после чего рука моя отсохла. Ибн Сирин сказал: «И я видел его руку, и она действительно напоминала сухую ветку». Аль-Хафиз Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (7/200).

А теперь зададимся вопросом: как могло получиться так, что Усмана убили, и его не защитил никто из сподвижников?

Первым объяснением этого было то, что Усман категорически запретил своим защитникам сражаться и предался на волю Всевышнего Аллаха. Это указывает на две вещи: мужество Усмана и его милосердие по отношению к общине Мухаммада صلى الله عليه وسلم. Он понял, что неотёсанные бедуины, осадившие его дом — нечестивцы, которые не остановятся ни перед чем. Он видел, что если сподвижники станут сражаться с ними, масштабы трагедии только увеличатся. А так погибнет только один человек — он сам. Если бы он разрешил сподвижникам защищать себя, это могло бы привести к жертвам среди них. Смутьяны могли перейти от убийств к изнасилованиям и грабежу. Поэтому Усман решил для себя, что лучше погибнет он один и убережёт священный город посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم от поругания и сохранит жизни сподвижников посланника Аллаха.

Вторым объяснением случившегося было то, что число смутьянов-хариджитов намного превосходило число сподвижников. Сподвижники находились в то время в четырёх местах. Первым местом была Мекка, поскольку был сезон хаджа и многие из жителей Медины отправились совершать паломничество. Некоторые сподвижники к тому времени уже не жили в Медине, а поселились в Басре, Куфе, Египте, Шаме и других областях Исламского государства. Третьи в это время участвовали в джихаде, то есть отправились в военные походы. Остальные находились в Медине, однако, как мы уже говорили, численность бунтовщиков намного превосходила их численность.

Третьим объяснением было то, что сподвижники, отправившие своих сыновей защищать Усмана, не представляли себе, что дело примет столь серьёзный оборот и всё закончится убийством халифа. Они полагали, что смутьяны ограничатся осадой и выдвижением требований, после чего уберутся восвояси, но большинству сподвижников и в голову не приходило, что кто-то осмелится покуситься на жизнь Усмана, да будет доволен им Аллах.

Наиболее веским объяснением является первое — Усман запретил сподвижникам сражаться с хариджитами.

Из книги Усмана аль-Хамис, "Период из исламской истории
от кончины Пророка до гибели Хусайна в 61 г.х."
Категории: История, Статьи | 12 просмотров

Теги:

Похожие записи

Добавить комментарий