0

Правление Умара ибн аль-Хаттаба (13–23 гг. х.)

06.10.2020 →

Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах, правил два года и три месяца, после чего он скончался. Своим преемником он назначил Умара ибн аль-Хаттаба, и люди присягнули ему. Абу Бакр считал, что Умар — наиболее подходящая кандидатура. Поэтому он завещал пост халифа ему. Умар правил десять лет. Период правления Умара был наилучшим в жизни мусульман после эпохи посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра.

Приход Умара к власти совпал с обострением обстановки в Шаме и битвой при Йармуке. Мусульмане одержали блестящую победу в сражении с византийцами. Такие города, как Дамаск, Хомс, Кыннасрин и Аджнадин были завоёваны, после чего произошло другое грандиозное событие — покорение Иерусалима (Бейт аль-макдис).

После этого мусульмане смогли беспрепятственно передвигаться по землям византийцев. Затем Амр ибн аль-Ас завоевал Египет, а Са’д ибн Абу Ваккас направился на восток, в земли персов. Он привёл к ним конницу, и они понесли огромные потери.

Позже имело место сражение при Кадисиййи. Мусульманами командовал Са’д ибн Абу Ваккас. Это была одна из решающих битв. Затем был завоёван Хорасан… Таким образом, во времена Умара очень многие земли были открыты для ислама.

Умар строго следил за деятельностью своих наместников. Он спрашивал простых людей о том, насколько хорошо наместники выполняют свои обязанности по отношению к ним. Мухаммад ибн Масляма был посланцем Умара и узнавал по его велению о действиях и поведении того или иного наместника.

Известно также, что Умар имел обыкновение выходить по ночам и ходить по городу, чтобы знать, что происходит в его владениях. Умар также заботился о безопасности Медины и принимал соответствующие меры. Он не разрешал самым известным сподвижникам уезжать из города, чтобы при необходимости можно было сразу же обратиться к ним за советом. Шакир, «ат-Тарих аль-ислами», (3/21).

Умар позаботился о распространении справедливости. Посланец хосроя сказал, увидев его спящим под деревом: «Ты правишь справедливо и потому чувствуешь себя в безопасности и спишь спокойно».

Хузайфа сказал: «Однажды, когда мы сидели у Умара, он спросил: ―Кто из вас помнит слова посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم об испытаниях и искушениях? Я сказал: ―Искушение человека, связанное с его женой, имуществом, детьми и соседями, искупляется (?) молитвой, милостыней, побуждением людей к совершению одобряемого и удержанием от порицаемого. Умар сказал: ―Я имею в виду не это, а смуту, которая будет подобна бушующему морю. Я сказал: ―Она не повредит тебе, о повелитель верующих, поистине, ты отделён от неё запертой дверью. Умар спросил: ―Эта дверь будет сломана или открыта? Я ответил: ―Она будет сломана. Умар сказал: ―Значит, после этого её уже никогда не закроют!» Хузайфу спросили: «Знал ли Умар, о какой двери идёт речь?» Он ответил: «Он знал это так же хорошо, как и то, что ночь предшествует утру, потому что хадис этот я пересказал ему в точности, без ошибок». Люди побоялись спросить Хузайфу о том, что же это за дверь, и попросили Масрука сделать это. Он спросил: «Кто же является этой дверью?» Хузайфа ответил: «Эта дверь — сам Умар». Аль-Бухари и Муслим.

Сломанная дверь — это гибель Умара от руки огнепоклонника Абу Люлюа.

Важнейшие события в период правления Умара ибн аль-Хаттаба

Сражение при Кадисиййи в 14 году от хиджры

Когда Умар رضي الله عنه собрал войско, чтобы предпринять поход на Ирак, он вышел из Медины, оставив в ней Али ибн Абу Талиба رضي الله عنه своим заместителем, однако Абду-р-Рахман ибн Ауф сказал ему: «Я боюсь, что если с тобой что-то случится, мусульмане в других уголках земли ослабнут, и я считаю, что ты должен послать кого-нибудь вместо себя, а сам вернуться в Медину». Умар и другие сподвижники согласились с мнением Абду-р-Рахмана ибн Ауфа. Умар спросил: «Но кого, по-твоему, следует послать?» Он сказал: «Смелого льва — Са’да ибн Абу Ваккаса». Умар согласился с предложенной кандидатурой, и Са’д отправился в Ирак в сопровождении четырёх (а по другим данным шести) тысяч воинов.

Умар сказал: «Клянусь Аллахом, я нанесу удар неарабским королям — вождями арабов!» И он велел Са‘ду выбрать командующих для каждого племени и договориться собраться в Кадисиййе.

В составе войска было более трёхсот сподвижников, в том числе и семьдесят участников битвы при Бадре. С ними были и семьсот сыновей сподвижников. Персы же объединились вокруг Рустума. У него было восьмидесятитысячное войско, а по другим данным оно было даже более многочисленным. У них было тридцать три слона.

Са’д послал к нему Риб’и ибн Амира. Когда тот пришёл к персидскому военачальнику, разодетый Рустум восседал на золотом ложе, а вокруг были настелены ковры и лежали расшитые золотом подушки. Риб’и приехал на своём коне, в простой одежде с мечом и щитом. А на голове его был шлем. Он подъехал к ковру и проехал по нему на своём неказистом коне, затем спешился и привязал коня к подушкам. Персы сделали ему знак снять оружие, однако он сказал: «Если бы я пришёл к вам сам, я бы сделал это по вашему приказу. Однако это вы позвали меня, и либо вы оставите меня как есть, либо я просто уйду». Рустум велел им оставить его как есть. Затем Риб’и направился к Рустуму, опираясь на своё копьё и намеренно делая маленькие шаги, чтобы испортить ковры, по которым проходил. Рустум спросил: «Что привело вас сюда?» Риб’и ответил: «Аллах привёл нас сюда. Он послал нас, чтобы мы вывели тех, кого Он желает, из поклонения себе подобным к поклонению Аллаху, из тесноты мира к простору его, из несправедливости религий к справедливости ислама. Он направил Своего посланника к Своим творениям со Своей религией, и кто примет её, от того примем и мы, оставив в покое его и его землю, а кто откажется, с тем мы будем сражаться до обещанного Аллахом». Рустум спросил: «А что обещал Аллах?» Он ответил: «Рай для тех, кто погибнет, сражаясь с мешающими распространению Его религии, и победу тем, кто останется в живых»

Рустам сказал: «Мы выслушали вас… Готовы ли вы подождать, пока мы обдумаем ваши слова?» Риб’и сказал: «Да. Сколько вам нужно? День? Два?» Рустум сказал: «Нет… Столько, чтоб хватило, чтобы написать мудрым людям и предводителям нашего народа и получить от них ответ». Риб’и сказал: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم велел нам не давать врагам на раздумье больше трёх дней. Мы даём вам три дня. Подумай, и по прошествии трёх дней ты должен выбрать одно из трёх» (?). Рустум спросил: «Ты их господин?» Он ответил: «Нет. Однако мусульмане подобны единому телу, одни — от других, и тот, кто ниже, может быть покровителем и защитником для того, кто выше его». Сказав это, он удалился.

Оставшись наедине со своими товарищами, Рустум сказал им: «Вы когда-нибудь слышали что-нибудь подобное словам этого человека?» Они же в ответ выказали своё презрение и пренебрежительное отношение к посланцу мусульман, сказав: «Не дай Бог тебе склониться к тому, что он говорит, и оставить свою религию в угоду этому псу… Разве ты не видишь, как он одет?!» Тогда Рустум сказал: «Горе вам! Поистине, я смотрю на мнение, слова и поведение… Арабы никогда не заботились об одежде и еде, но уделяли много внимания благородству происхождения!»

Ибн Касир (да помилует его Аллах) пишет: «Сражение при Кадисиййи было поистине великим, и не было в Ираке более удивительного сражения. Когда ряды уже стояли напротив друг друга, Са’д, у которого начался ишиас (боль в спине), а всё его тело покрылось фурункулами, не смог сесть в седло. Он остался в крепости. Лёжа грудью на подушке, он наблюдал за происходящим сверху и оттуда командовал. А контролировать происходящее непосредственно на поле боя он поручил Халиду ибн Урфуте». «Аль-бидайа ва ан-нихайа», событие 14 г.х. (7/44).

Когда сражение началось, командующие с обеих сторон подбадривали воинов и побуждали их сражаться как можно лучше. В этом сражении отличились многие доблестные воины, например, аль-Ка’ка’ ибн Амр, Амр ибн Мадий Кариб, Джарир ибн Абдуллах аль-Баджали, Халид ибн Урфута, Дырар ибн аль-Хаттаб и Туляйха аль-Асади. Сражение продолжалось три дня. Сначала мусульмане истребили слонов и убили лучников, которые сидели на них. А потом поднялся сильный ветер, который сорвал шатры персов с места. Мусульмане одержали победу. Рустум попытался сбежать на своей мулице, но мусульмане настигли его и убили. Ат-табари, «Тарих аль-умам валь-мулюк», событие 14 г.х.

Сражение при Аджнадине в 15 году от хиджры

Это одна из решающих битв между мусульманами и византийцами. Амр ибн аль-Ас отправился со своим войском в Аджнадин, а византийцы вышли вместе со своим командующим Артабаном. Когда об этом доложили Умару ибн аль-Хаттабу, он сказал: «Бросим против византийцев Артабана арабов и посмотрим, что получится».

Амр ибн аль-Ас простоял вместе с войском в Аджнадине некоторое время. Артабан не предпринимал никаких действий, и Амр не знал, что у него на уме, а от Умара не поступало никаких распоряжений, и Амр принял решение самостоятельно идти к врагу, не ожидая инструкций. Под видом посланца Амра ибн аль-Аса он пришёл к Артабану и поговорил с ним, достигнув своей цели. Артабан, видимо заподозрив что-то, сказал что-то своей охране. Амр подумал, что его, возможно, раскрыли и Артабан велел убить его. Тогда он сказал Артабану: «О предводитель! Я выслушал тебя, ты выслушал меня. Поистине, я один из десяти человек, которых Умар ибн аль-Хаттаб послал вместе с Амром ибн аль-Асом, чтобы мы наблюдали за ним, и я хотел бы привести к тебе их, чтобы ты поговорил с ними». Артабан сказал: «Хорошо, приведи их». И он снова что-то сказал страже. Амр вышел, не встретив никаких препятствий. Потом Артабан выяснил, что к нему приходил сам Амр ибн аль-Ас, и сказал: «Этот человек обвёл меня вокруг пальца… Ей-богу, это самый смышлёный из арабов!». «Тарих аль-Умам валь-Мулюк», событие 14 г.х.

Покорение Иерусалима в 16 году от хиджры

Абу Убайда повёл мусульманское войско на Иерусалим. Они осадили город, и вскоре осаждённые согласились заключить мирный договор с мусульманами при условии, что к ним приедет сам Умар ибн аль-Хаттаб. «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (7/44).

Когда Умар прибыл в Шам, его встретил Абу Убайда и остальные командующие — Халид ибн аль-Валид и Йазид ибн Суфйан. Абу Убайда и Умар спешились. Умар поставил византийцам условие отойти, после чего вошёл в город через те самые ворота, через которые входил посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم в ту ночь, когда Всевышний Аллах перенёс его в Иерусалим. Говорят также, что он произнёс тальбийу при входе в город. Потом Умар совершил молитву-приветствие мечети в нише Дауда. На следующий день он совершил там молитву вместе с мусульманами, причём в первом рак’ате он прочитал суру «Са’д», а во втором — «Бану Исраиль». Затем с помощью Ка’ба он нашёл скалу, и Ка’б посоветовал ему построить за ней мечеть. Он сказал: «Это подражание иудаизму». И Умар велел построить мечеть напротив Иерусалима. Сегодня её называют мечетью Умара.

Он переносил землю со скалы в своём плаще, и мусульмане трудились вместе с ним. Оставшуюся землю он велел перетаскать жителям Иордании, поскольку христиане превратили скалу в свалку и помойку, так как она была кыблей иудеев. Женщины даже посылали туда свои тряпки и другие средства, которыми они пользовались во время менструации, чтобы их бросили на этой скале. Это было их воздаянием иудеям за то, что они сотворили с местом, в котором якобы распяли Иисуса. Они бросали на могилу распятого мусор, и поэтому место назвали Кымама (?), и также стала называться церковь, которую христиане построили там. «Аль-бидайа ва ан-нихайа», событие 16 г.х.

Завоевание Тустара и Суса и пленение Хурмузана в 17 году от хиджры

Йездигерд, правитель персов, натравливал своих соплеменников на арабов. В конце концов, они нарушили договора, заключённые после сражения при Кадисиййи и других битв и решили сражаться с мусульманами. Узнав об этом, Умар ибн аль-Хаттаб велел Са’ду ибн Абу Ваккасу отправить войско в Ахваз. Недалеко от этого места находился Хурмузан. Са’д послал ан-Ну’мана ибн Мукаррина. Когда ан-Ну’ман дошёл до Рамахурмуза, Хурмузан вышел к нему. Потерпев поражение, Хурмузан бежал в Тустар. Мусульмане осадили город, и обе стороны понесли большие потери. Наконец мусульмане сказали аль-Бару, мольбы которого Всевышний Аллах никогда не оставлял без ответа: «Попроси Господа даровать нам победу!» Он сказал: «О Аллах! Нанеси им поражение и даруй мне мученическую смерть». «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (7/86).

А в той битве аль-Бара убил более ста человек в поединках. И Всевышний Аллах действительно послал Хурмузану сокрушительное поражение. Один перс попросил Абу Мусу взять его под своё покровительство, и тот выполнил его просьбу, и он указал мусульманам на место, через которое они могли попасть в город. Это было место, через которое в город поступала вода. По велению командующих группа смельчаков из числа мусульман ночью проникла в город. Подкравшись к страже, охранявшей городские ворота, они перебили её. После этого мусульмане с криками «Аллах Велик!» вступили в город. Это произошло незадолго до рассвета. Завязалось сражение и солнце взошло прежде, чем мусульмане смогли освободиться для совершения утренней молитвы.

Анас رضي الله عنه передаёт: «Я участвовал в завоевании Тустара, и когда забрезжил рассвет, мусульмане сражались. Из-за этого они не смогли совершить утреннюю молитву. Мы смогли возместить её только днём. Мы совершили молитву вместе с Абу Мусой, и нам была дарована победа. И если бы вместо этой молитвы дали мне весь мир со всем, что в нём, я бы не обрадовался!» «Сахих» аль-Бухари, 945.

Мусульмане бросились преследовать бегущего Хурмузана, однако он начал стрелять в них из лука и убил аль-Бара ибн Малика и Маджзаа ибн Саура. Хурмузан сказал: «У меня есть сотня стрел, и кто бы из вас ни попытался приблизиться ко мне, я выпущу в него стрелу. А какую пользу принесёт вам моё пленение, если я убью сто человек из вашего числа?» Мусульмане спросили: «Чего же ты хочешь?» Он ответил: «Гарантируйте мне безопасность, и я сам сдамся вам, чтобы вы отвели меня к Умару ибн аль-Хаттабу и он вынес решение относительно меня». Они согласились. Прибыв в Медину, они отправились домой к Умару رضي الله عنه, но не обнаружили его там. Тогда они пришли в мечеть и увидели Умара, который спал возле одной из стен.

Хурмузан спросил: «Где Умар?». Мусульмане указали на него, понизив голос, чтобы не будить его. Хурмузан спросил: «А где его привратники и охрана?». Они ответили: «У него нет привратников и охраны». От звука их голосов Умар проснулся и сел. Ему сказали: «Это Хурмузан». Умар спросил: «Чем ты можешь оправдать нарушение тобой наших договоров раз за разом?». Он ответил: «Я боюсь, что ты убьёшь меня, прежде чем я успею ответить тебе». Умар сказал: «Не бойся этого».

Тогда Хурмузан попросил воды. Ему принесли сосуд с водой, и рука его задрожала. Он сказал: «Поистине, я боюсь, что ты убьёшь меня до того, как я успею попить». Умар сказал: «Тебя никто не тронет, пока ты не попьёшь». И он отбросил сосуд, так и не попив. Умар сказал: «Принесите ему воды, не казните его, пока он не утолит жажду». Однако Хурмузан отказался пить воду. Умар сказал: «Я собираюсь казнить тебя». Хурмузан сказал: «Но ты гарантировал мне безопасность до тех пор, пока я не попью воду, а я ещё не пил!». Анас ибн Малик сказал: «Он сказал правду, о повелитель верующих». Умар воскликнул: «Горе тебе, о Анас! Неужели я гарантирую безопасность тому, кто убил Маджзаа и аль-Бара?» Затем он повернулся к Хурмузану и сказал: «Ты обманул меня, и я не приму этот обман пока ты не примешь ислам». Тогда Хурмузан принял ислам. Его спросили: «Почему же ты не принял ислам раньше?» Он ответил: «Я боялся, что люди сочтут, что я принял ислам только из страха перед мечом». «Тарих аль-Умам валь-Мулюк», событие 17 г.х.

Голодный год (18 год от хиджры)

В этот год выпало очень мало дождей и начался голод. Умар написал Абу Мусе аль-Аш’ари в Басру, и Амру ибн аль-Асу в Египет, прося у него помощи. Люди вышли на открытое пространство, чтобы обратиться к Всевышнему Аллаху с мольбой о ниспослании дождя. Умар вышел вместе с аль-Аббасом, дядей посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, и тот произнёс небольшую проповедь, после чего опустился на колени и сказал: «Аллах, поистине, Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о помощи. О Аллах, прости и помилуй нас и будь доволен нами!» После этого он ушёл, и не успели люди дойти до своих домов, как начался дождь. «Аль-бидайа ва ан-нихайа», событие 18 г.х.

Анас ибн Малик رضي الله عنه передаёт, что Умар ибн аль-Хаттаб с наступлением засухи всегда просил аль-Аббаса обратиться к Всевышнему с мольбой о ниспослании дождя. Он как-то сказал: «О Аллах, мы обращались к Тебе устами нашего пророка صلى الله عليه وسلم, и Ты посылал нам дождь, а теперь мы обращаемся к Тебе устами его дяди. Пошли же нам дождь! И Всевышний Аллах действительно ниспосылал им дождь». «Сахих» аль-Бухари, 1010.

Сражение при Нихавенде в 21 году от хиджры

Мусульмане собрали тридцатитысячное войско под предводительством ан-Ну’мана ибн Мукаррина. Однако персы укрылись в крепостях и не вышли к мусульманам для открытого сражения. Туляйха аль-Асади сказал: «Я считаю, что нужно послать отряд, который вызвал бы их на сражение. А когда они выйдут, пусть отряд спешит к нам, увлекая их за собой. И когда они подойдут, мы все побежим, чтобы у персов не возникало сомнений в том, что мы действительно терпим поражение. А когда все они выйдут, чтобы преследовать нас, мы вернёмся и будем сражаться с ними до тех пор, пока не случится предопределённое Всевышним».

Остальные одобрили его план, и ан-Ну’ман назначил командующим аль-Ка’ка’ и послал его с его отрядом, чтобы они осадили персов, а потом побежали от них, как только те покажутся из своих укреплений. Аль-Ка’ка’ так и поступил, и когда они побежали, персы, как и предполагал Туляйха, поспешили выйти, чтобы преследовать их. Все персы вышли, оставив свои города без прикрытия — остались только стражники, охранявшие ворота. Преследуя бегущих, персы приблизились к войску ан-Ну’мана. Это было днём в пятницу. Мусульмане хотели вступить в бой, однако ан-Ну’ман запретил им. Он велел им не сражаться, пока солнце не начнёт клониться к закату и не начнёт дуть свежий ветер, ибо так поступал посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم и у верующих были все основания надеяться на победу. Мусульмане настаивали на том, чтобы начать сражение немедленно, однако ан-Ну’ман отказался наотрез. Он был человеком решительным и стойким.

Когда солнце стало клониться к закату, ан-Ну’ман совершил молитву с воинами, после чего сел на своего приземистого коня и объехал войско, останавливаясь у каждого знамени, подбадривая воинов и побуждая их проявлять терпение и быть стойкими. Он договорился с воинами, что после того, как он прокричит первый такбир, они должны приготовиться, когда он прокричит второй такбир, они должны быть готовыми сорваться с места. А когда он произнесёт третий такбир, они должны будут броситься в атаку. Затем он вернулся на своё место.

Персы также приготовились к сражению. Их было очень много, они были хорошо вооружены. Выстроившись бесконечными, казалось, рядами, они набросали позади себя железа, чтобы не побежать с поля боя. Потом ан-Ну’ман прокричал первый такбир и пошевелил знамя. Люди приготовились идти в атаку. Затем прозвучал второй такбир, и знамя снова пошевелилось. Воины, завершив все приготовления, застыли, ожидая последнего сигнала, который вскоре был подан, после чего мусульмане атаковали персов. Войска стремительно сблизились и наконец столкнулись. Мечи скрестились, и началось сражение. Подобной битвы ещё не было, однако Всевышний Аллах даровал мусульманам победу.

Кончина Халида ибн аль-Валида в 21 году от хиджры

Халид сказал на смертном одре: «Я участвовал в стольких сражениях, и всё тело моё в следах от ударов мечом, копьём или стрелой, и вот я умираю в своей постели. Я умираю своей смертью, как умирает верблюд…»

Он также говорил: «Поистине, ночь, в которую ко мне приведут невесту или обрадуют рождением сына, не милее мне, чем холодная ночь, в которую я с отрядом ансаров нападаю на врага перед рассветом». «Аль-бидайа ва ан-нихайа», кто умер в 21 году.

Из книги Усмана аль-Хамис, "Период из исламской истории
от кончины Пророка до гибели Хусайна в 61 г.х."
Категории: История, Статьи | 14 просмотров
Похожие записи

Добавить комментарий